Речь играет исключительно важную роль в формировании высших
психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым,
она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования
и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет
на развитие личности в целом.
Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с
отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные
нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей
сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная
устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и
памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций,
недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за
собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая
умственная работоспособность.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в
эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная
наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе,
повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с
окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
У
детей с речевыми нарушениями отмечаются также трудности полноценной
коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля,
разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения
эмоционально-волевой сферы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий