НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

                 Виды нарушений звукопроизношения


Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например [м], [н], [т], [п].

Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч], [ш']), сонорных ([р], [л]).
Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения (в пределах одного слова):
• отсутствие звука;
• искажение звука;
• замена звука;
• смешение звуков.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (вместо роза ребенок говорит «оза»), в середине (корова — «коова») или в конце (комар — «кома» ).

При искажении вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например:
• вместо звука [р] произносится велярный [р], образующийся при колебании разных участков мягкого нёба, или увулярный [р], при образовании которого вибрирует маленький язычок (продолжение мягкого нёба);
• вместо звука [с] произносится межзубный [с] (кончик языка не опускается вниз за нижние резцы, а располагается между верхними и нижними резцами);
• вместо звука [л] произносится двугубный [л] (происходит сближение или смыкание обеих губ).

Звук может заменяться другим звуком. Замены эти могут быть самыми разнообразными, например:
• «томок» вместо комок, «дубы» вместо губы (замены звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции);
• «това» вместо сова, «тон» вместо сон (замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но различных по способу образования);
• «фухари» вместо сухари, «фахар» вместо сахар (замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов речи);
• «томик» вместо домик, «заба» вместо жаба (замена звонких звуков глухими);
• «бряник» вместо пряник, «гочка» вместо кочка (замена глухих звуков звонкими);
• «ряду га» вместо радуга, «Сона» вместо Соня (замена мягких звуков твердыми и твердых мягкими).

Смешение звуков
— это недостаток речи, который выражается в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи (например, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки произносит — «шанки»); смешение звуков — признак незаконченности процесса овладения системой фонем; нормально этот процесс полностью завершается у ребенка к 4-5 годам, когда все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.
Кондратенко И. Ю логопед плюс





         Причины неправильного произношения


Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:
• укороченная подъязычная связка — не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движение;
• слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;
• узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо — препятствует правильной артикуляции многих звуков;
• толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа — затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков;
• дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;
• неправильное строение зубов, зубного ряда — при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.

В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:
• физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
• недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к] и т. д.), мягких и твердых ([б] — [б'], [в] — [в'], [г] — [г'] и т. д.), свистящих и шипящих ([с] — [ш], [з] — [ж] и т. д.);
• недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;
• снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения).

Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.

Ответственные родители стараются воздействовать на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботятся о том, чтобы он слышал правильную, спокойную, неторопливую, четко интонированную речь. Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончания слов. Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.

Кондратенко И. Ю. Логопед плюс

Комментариев нет:

Отправить комментарий